Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (31.2 Kb) ] | 19.03.2015, 00:25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краснодарский край муниципальное образование Кавказский район станица Казанская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н. Г. Чернышёва станицы Казанская муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол № 1 от ___ августа 2014 года Председатель педсовета ________________Сухорученко Р. А.. (подпись руководителя ОУ Ф.И. О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному предмету «Основы проектной и исследовательской деятельности» Ступень обучения (класс) 7-8 классы Количество часов 68 часов Уровень базовый Учитель Худякова Майя Викторовна
2014 год
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Цели рабочей программы - планирование, организация и управление проектной и исследовательской деятельностью учащихся; - научить самостоятельному достижению намеченной цели; - научить прогнозированию результатов; - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность. Задача программы - Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - Умение анализировать (креативность и критическое мышление); - Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Общая характеристика учебного предмета В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование - это обязательно практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства. Проект - весь путь от идеи до получения продукта. Особенности проектной и исследовательской деятельности: 1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; 2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется. 3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; 4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Содержание деятельности по предмету Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Структура проектной деятельности: 1. Ориентация на получение конкретного результата 2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени конкретизации 3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата 4. Предварительно планирование действий по достижению результата 5. Программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта 6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией 7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап. 2. Организационный этап: 2.1. Планирование деятельности. 2.2. Выполнение проекта. 3. Этап представления готового продукта. 4. Этап оценки процесса и результатов работы. Организация работы над проектом. Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 - 7 человек. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику. Цели организации работы в группе: 1. Создание учебной мотивации; 2. Пробуждение в учениках познавательного интереса; 3. Развитие стремления к успеху и одобрению; 4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; 5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; 6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися. Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы. Описание места предмета в учебном плане. Программа по обучению проектной деятельности рассчитана на 68 учебных часов(1час в неделю в 7 классе и 1 час в неделю в 8 классе). Результаты Предметные : -владение основными понятиями курса; - усвоение основ научных знаний; - овладение основными ресурсами исследовательской деятельнеости; 1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; 2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; 3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; 4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов; 6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Метапредметные: 1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; 2. выявлять и формулировать проблему; 3. планировать этапы выполнения работ; 4. выбирать средства реализации замысла, 5. работать с разными источниками информации; 6. обрабатывать информацию; 7. структурировать материал; 8. контролировать ход и результаты выполнения проекта; 9. представлять результаты выполненного проекта 10. выдвигать гипотезу 11. находить доказательства 12. формулировать вытекающие из исследования выводы; 13. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 14. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников; 15. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Содержание курса 7 класс. 34 часа.
Введение (1ч.) Проект как деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Практические работы: Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Информация как ресурс (5 часов) Информация как ресурс . Информационное взаимодействие Метод проектов как совместная креативная и продуктивная деятельность, направленная на поиск решения, возникшей проблемы. Практические работы: Проект «Информационное пространство современности» Социальное проектирование. Практические работы: Проект :«Вокруг тебя мир» Этапы работы над проектом (6 часов) Планирование. Аналитический этап. Последовательность работы: Практические работы: Уточнение и формулировка задач. Поиск и сбор информации. Исследовательская деятельность. Обработка полученной информации. Этап обобщения информации. Представление полученных результатов работы (презентация). Типы проектов (21 час)
По характеру проектируемых изменений: - инновационные; - поддерживающие. Проект: «Моя станица»
По направлениям деятельности: - образовательные; - научно – технические; - социальные.
Практические работы: Создание презентации «Мои увлечения».
По особенностям финансирования: - инвестиционные; - спонсорские; - кредитные; - бюджетные; - благотворительные. По масштабам: - мегапроекты; - малые проекты; - микропроекты. По срокам реализации: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные. Проект :Создание электронного альбома « Былины в иллюстрациях русских художников». Виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные . Проект: «Думающий покупатель» Название проекта. Описание проблемы. Цели проекта. Проект: «Масленица» (организация праздника в школе) Задачи проекта; Содержание деятельности; Срок реализации проекта; Ожидаемые результаты проекта; Ресурсы проекта; Смета расходов; Возможные риски проекта. Итоги: 1 час Практические работы: Проект: Создание плана проведения литературного вечера.
Диагностика уровня креативности мышления. 2. Учимся работать в группе (8 часов) Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Основные правила делового общения . Распределение обязанностей в группе. Степень участия в организации проекта. Обязанности руководителя проекта. Функциональность группы. Практические работы: Создание группового проекта «Школьное самоуправление». 3. Прогнозирование результатов (9 часов). Учимся определять проблему. От проблемы к цели. Основные задачи и пути их решения. Определение актуальности темы. Определение контингента потребителей. Лист планирования и продвижения по заданию. Бизнес-план. Прогнозирование результатов деятельности. Анализ возможных проблем и пути их решения. Практические работы:Прогнозирование результатов группового проекта «Школьное самоуправление».
4. Основы риторики (11 часов) Публичное выступление. Ведение дискуссий. Деловые переговоры. Деловое письмо. Диалог. Конференция. Гипотеза и доказательства. Аргументация. Презентация проекта. Практические работы:Публичное выступление на тему «Экологические проблемы моей станицы». Защита проекта «Школьное самоуправление».
5. Саморазвитие (4 часа). Самопознание. Самоанализ. Искусство убеждения. Практические работы: составление индивидуального плана саморазвития.
6. Итоги (1 час). Практические работы: Защита коллективных (индивидуальных) творческих проектов.
7 класс. 34 часа
8 класс. 34 часа.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения. Настоящая программа по проектной деятельности для 7-8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам) 2. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-192с. - (работаем по новым стандартам). 3. Информационное пространство fgos.seminfo 4. Интерактивная доска Promethean 5. Компьютер 6. Проектор 7. Ноутбуки 8. Канцтовары, ватман 9. Экран 10. Принтер
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- определению проблемы и вытекающих из неё задач исследования; - выдвижениею гипотезы их решения; - обсуждению методов исследования; - обсуждению способов оформления результатов проекта; - сбору, систематизации и анализу полученных данных; - подведению итогов, оформлению результатов и их презентация; - формулированию выводов и выдвижению новых проблем. Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта). - подготовке: определению темы и целей проекта; - планированию: определениеюисточников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределению задач и обязанностей; - исследованию: сбору информации, решению промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов; - получению результатов и \ или выводов: анализу информации, формулировке выводов - представлению или отчёту: определению форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.); - оценке результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.
Учащиеся получат возможность научиться: 1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности; 2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект; 3. использовать догадку, озарение, интуицию; 4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; 7. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Система оценки проектной и исследовательской деятельности: Критерии оценивания: - Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. - Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. - Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. - Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. - Качество оформления. - Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость. - Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. - Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. - Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность-наличие значимой исследовательской или творческой проблемы; -Практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов; ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся; -Структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.
- Оценочная таблица
- Трансфертная таблица «ИТОГ»
Литература 1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928. 2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000. 3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995. 4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
12. http://festival.1september.ru/articles/532929/ 13. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания Заместитель директора по УВР методического объединения ________________ ___________________ учителей русского языка и литературы ФИО МБОУ СОШ № 20 ________________2014 года От _____________2014года _______________________________ Подпись руководителя МО /Худякова МВ./
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1123 | Загрузок: 19 | |
Всего комментариев: 0 | |